суббота, 21 мая 2011 г.


Программа духовно-нравственного
развития и воспитания школьников


Терского филиала МБОУ Заворонежской СОШ 
Мичуринского района Тамбовской области

«Мы светлое утро Отчизны великой…»



Пояснительная записка.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Терского филиала МОУ Заворонежской СОШ являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Терского филиала МОУ Заворонежской СОШ составлена с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Терский филиал создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Терского филиала предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Программа «Мы светлое утро Отчизны великой» направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Ведущая и определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.
В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.
Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.
В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.
Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.
В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.
В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
В заключительном, восьмом разделе определены сроки и этапы реализации программы, планируемые воспитательные результаты по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания.













    1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Терского филиала МОУ Заворонежской СОШ является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

В области формирования личностной культуры:
  • ·формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования и самовоспитания;
  • ·укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • ·формирование основ нравственного самосознания личности ;
  • ·формирование нравственного смысла учения;
  • ·формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • ·принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • ·формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • ·формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • ·формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • ·развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:
  • ·формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • ·воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • ·формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • ·развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • ·укрепление доверия к другим людям;
  • ·развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • ·становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • ·формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • ·формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:
  • ·формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • ·формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • ·формирование представления о семейных ценностях,
  • ·знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

















    1. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Терского филиала МОУ Завронежской СОШ классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  1. «Россия – Родина моя»- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  1. «Дорогою добра» - воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. «Учись трудиться» - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

  1. «Береги земную красоту» - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
  1. «Как прекрасен этот мир» -воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.



    1. Принципы и особенности организации содержания
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Принцип ориентации на идеал. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Терского филиала МОУ Заворонежской СОШ актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности наполнено примерами нравственного поведения, демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности.
Принцип идентификации (персонификации). В этом принципе выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания школьника.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. Терский филиал МОУ Заворонежской СОШ согласует деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания.
Принцип системно- деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей
Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
  • ·общеобразовательных дисциплин;
  • ·произведений искусства;
  • ·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
  • ·духовной культуры и фольклора народов России;
  • ·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
  • ·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
  • ·общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • ·других источников информации и научного знания.



    1. Основное содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  1. «Россия – Родина моя»- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
·элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
·представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
·элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
·элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
·интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
·уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
·начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
·элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
·интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
·стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
·любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
·уважение к защитникам Родины;
·умение отвечать за свои поступки;
·негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

  1. «Дорогою добра» - Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
·первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
·различение хороших и плохих поступков;
·представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
·элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
·уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
·установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
·бережное, гуманное отношение ко всему живому;
·знание правил этики, культуры речи;
·стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
·представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
·отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

  1. «Учись трудиться» - Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
·первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
·уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
·элементарные представления об основных профессиях;
·ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
·элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
·первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
·умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
·умение соблюдать порядок на рабочем месте;
·бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
·отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
·
  1. «Береги земную красоту» - Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
·представления о душевной и физической красоте человека;
·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
·интерес к занятиям художественным творчеством;
·стремление к опрятному внешнему виду;
·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

  1. «Как прекрасен этот мир» - Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
·ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
·элементарный опыт природоохранительной деятельности;
·бережное отношение к растениям и животным.



    1. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.
«Россия – Родина моя»

Цель:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Задачи:

  • ·получение первоначальных представлений о Конституции и государственной
  • символике Российской Федерации,
  • ·ознакомление с героическими страницами истории России,
  • ·ознакомление с историей и культурой родного края,
  • ·знакомство с деятельностью общественных организаций


- общешкольные мероприятия:

Название мероприятия


Виды деятельности и формы занятий

День знаний,
День защитников Отечества,
День Победы,
День независимости России



торжественные линейки,
Вахты памяти,
митинги,
праздничные концерты
военно-спортивные игры


- на ступени начального общего образования:

Название мероприятия


Виды деятельности и формы занятий



«Государственные символы России»,
«Что такое Конституция »
«Мы - граждане России»;
«День согласия и примирения»
«Мой край родной»
«Здесь начинается Родина» -
«Край, что я зову родной землей».
«Край родной, навек любимый!»
«Крепость Козлов – наукоград Мичуринск»
«Вечная память героям»
«И помнит мир спасенный»
«Поклонимся великим тем годам»
«В память о юных героях»
«Защитники Отечества»
«Бравые солдаты»
«Наша слава – русская держава»
«Зарничка»
«Лучшая открытка к празднику»
в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов,

беседы, классные часы,
утренники, библиотечные уроки,
викторины,
слайд-презентации; конкурсы и выставки рисунков,

музыкально-литературные композиции,
концерт в подарок,

исторические прогулки, музейные экскурсии, заочные путешествия,

сюжетно-ролевые игры
творческие конкурсы,

встречи с военнослужащими

выпуск тематических стенгазет


Программа «Мир народной культуры»:
Разделы:
«Вслед за солнышком живем» - праздники и обряды.
«В горнице-светлице» - Дом и Храм



внеурочные занятия (дополнительное образование):
фольклорные праздники, театрализованные композиции и сказки по фольклорным мотивам; народная игротека, выставки поделок и рисунков










- на ступени основного общего образования


Название мероприятия


Виды деятельности и формы занятий



«Для русского сердца земли нет милей»
«Зову тебя Россиею, единственной зову».
«С Россией сердце и душа моя»
«Отечество наше родное, ты – в сердце любого из нас»
«Я с этой землею навек породнился»
«Россия, Русь! Храни себя, храни!»
«Тамбов на карте генеральной…»
« С четырех сторон Россия…»
«Крепость Козлов – наукоград Мичуринск»
«Деревня Усть-Затонец – село Терское»
Календарь юбилейных дат
«Несокрушимая и легендарная»
«Я служу России»
«Солдат всегда солдат»
«Боевые награды»
«Богатырские забавы»
«Зарница»
«Письмо солдату»
« Я поведу тебя в музей»
«Храните солдатские письма»
«О героях былых времен
«Земля родная помнит вас – и всех, и каждого отдельно».
«Та далекая весна от беды весь мир спасла»
«Помнит сердце, не забудет никогда!»
«Поклонимся великим тем годам»
«Песня в военной шинели»





беседы, классные часы,
библиотечные уроки
викторины,
юбилеи выдающихся соотечественников;

проекты, презентации, конкурсы и выставки рисунков, фотовыставки,

музыкально-литературные композиции,

исторические прогулки, музейные экскурсии, заочные путешествия,
сюжетно-ролевые игры;

творческие конкурсы (чтецов, вокалистов, юных художников и журналистов) различного уровня;
концерты в подарок,

встречи с известными людьми военнослужащими;
акции
вахта памяти
выпуск тематических стенгазет




Программа «История и культура родного края»

краеведческо-этнографического объединения «Жаворонок»

Разделы:
- «В хороводе были мы». Праздники и обряды в единстве годового круга жизни человека и природы.
- «Иван-да-Марья». - круг человеческой жизни, семья.
- Дом и Храм.
- Историческое прошлое д. Усть-Затонец- с.Терское
ХIII— нач. ХХ вв.
История села Терское в советский период
История школы. Учителя и ученики.
Новое время в жизни села.
История окрестных сел.
Памятные места и выдающиеся люди Тамбовского края.

фольклорные праздники; театрализованные композиции по фольклорным мотивам;
историко-просветительские программы;
поисковые операции;
исследовательские работы;
походы и экскурсии;
конкурсы школьных музеев,
творческие конкурсы и фестивали патриотической направленности

Деятельность детско-юношеской организации «Виктория»


Конференции, заседания актива, проекты, диспуты, акции, сюжетно-ролевые игры






«Дорогою добра»

Цель:

- воспитание нравственных чувств и этического сознания

Задачи

  • ·получение первоначального представления и овладение базовыми ценностями
  • отечественной культуры и традиционными моральными нормами
  • ·ознакомление с деятельностью традиционных религиозных организаций (по желанию обучающихся и с согласия родителей)
  • ·ознакомление и освоение основных правил поведения и нравственных
  • взаимоотношений в коллективе класса, школе и общественных местах,
  • ·посильное участие в делах благотворительности и милосердия,
  • ·расширение опыта позитивного взаимодействия и нравственных взаимоотношения в семье

- общешкольные мероприятия:

Название мероприятия
Виды деятельности и формы занятий
День пожилых людей.
День учителя.
День матери
Неделя добрых дел
Праздник мам и бабушек
Праздник Последнего звонка
Выпускной бал
акции,
праздники. концерты
литературно- музыкальные композиции,
театрализованные представления
выставки




- на ступени начального общего образования:

Название мероприятия


Виды деятельности и формы занятий

«Сделай мир добрее»
Истоки доброты
Мудрость народная в пословицах и поговорках
«Так жили наши предки»
«Откуда мы родом»
Род, родные. Родина.
Русь златоглавая.
Как вести себя в храме.
«Святые земли русской»
«Рождество Христово весь мир празднует»
«Верба, верба, вербохлёст»
«Праздник праздников, торжество торжеств».
Зеленые Святки
Правила поведения
Заповеди школы
«Я и мои одноклассники»
«Все мы разные, но все мы равные»
«Что такое дружный класс»
«Можно и не ссориться».
«Подари другу радость»
«В дружбе – сила»
«Учись правильно жить и дружить»
«Хорошие манеры в рисунках и примерах»
Урок доброго общения.
Урок взаимопомощи.
Гостиная именинников
Моя родословная.
Древо моей семьи.
«Где любовь и совет, там и горя нет»
«Семейная реликвия»
Традиции моей семьи.
С любовью о маме.
О наших бабушках и дедушках.
Открытка к празднику
Изучение уровня воспитанности

в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов,

часы общения; беседы; разговоры-откровения;

посещение храма

творческие проекты детей и родителей

совместные праздники детей и родителей

выпуск тематических стенгазет

литературно-музыкальные композиции
инсценировки

акции

сюжетно-ролевые игры

моделирование ситуаций

выставки, конкурсы

диспуты, дискуссии

библиотечные уроки

тренинги

диагностика


Программа «Мир народной культуры»:
Разделы:
«Вслед за солнышком живем» - праздники и обряды.
«От колыбельной до величальной» - семья.
«В горнице-светлице» - Дом и Храм

внеурочные занятия (дополнительное образование):
православные праздники, театрализованные композиции выставки поделок и рисунков


- на ступени основного общего образования

Название мероприятия
Виды деятельности и формы занятий

«Дети –детям»
«Подарок другу»
Эстафета добрых дел
Турнир вежливости
Поговорим о хороших манерах.
Операция «Забота»
Ветеран живет рядом.
«Ответственность- безответственность»
Культура общения с одноклассниками и сверстниками
Культура общения со взрослыми и родителями.
Характер человека. Проявление характера в жизненных ситуациях.
Этика поведения в обществе.
«Мои интересы, мои потребности»
«Мои потребности, мои возможности»
«Жизнь-это…»
«Доброта-это…»
«Здоровый образ жизни в семье»
«Семейные роли человека»
«Моя малая родина…»
«Свет женщины…»
«Поделись теплом души своей…»


Праздники, игровые программы, акции для воспитанников ДОУ «Теремок».
литературно-музыкальные композиции
инсценировки

акции

сюжетно-ролевые игры

творческие проекты детей и родителей

беседы, классные часы,

утренники, библиотечные уроки,
КТД
слайд- презентации
Деятельность детско-юношеской организации «Виктория»


Конференции, заседания актива, проекты, диспуты, акции, сюжетно-ролевые игры





«Учись трудиться».
Цель:
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи:
  • знакомство с различными видами труда, различными профессиями
  • ·получение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в учебно-трудовой деятельности
  • ·приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду
  • ·творческое применение знаний, полученных при изучении предмета «Технология»,
  • ·участие в различных видах общественно полезной деятельности
  • ·показывать достойные примеры биографии выпускников, достигших высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

- общешкольные мероприятия:

.
Название мероприятия
Виды деятельности и формы занятий
Дежурство по школе, дежурство в классе,
генеральная уборка, уход за комнатными растениями
Трудовые десанты, субботники (Десант чистоты и порядка).
Конкурс «Ученик года».
Работа на пришкольном участке
Встречи выпускников.

акции,
праздники. концерты
литературно- музыкальные композиции,
театрализованные представления
выставки





- на ступени начального общего образования:


Название мероприятия


Виды деятельности и формы занятий

Профессии моих родителей.
Терпение и труд все перетрут.
Кто что любит и умеет делать.
Моя помощь по дому.
Все профессии важны.
Где нет труда, сады там не цветут.
Кто любит труд, того люди чтут.
Посвящение в ученики.
Интеллектуальный марафон.
Чтение – вот лучшее учение.
Книги читаешь – словно на крыльях летаешь.
Мы гордимся своими выпускниками.
Встречи с мастерами профессии.



беседы, классные часы.

Экскурсии на производственные участки

презентации

выставки поделок

обучающие игры

часы общения; беседы; разговоры-откровения
библиотечные уроки
выставка рисунков
книжные выставки



- на ступени основного общего образования

Название мероприятия
Виды деятельности и формы занятий

Оформление школы к праздникам
Операция «Уют»
«Мои обязанности в семье»
«Профессии моих родителей»
«Презентация профессий»
«Есть такая профессия- Родину защищать…»
«Куда пойти учиться?»
Трудовой десант.
«Юные дизайнеры»

Благоустройство пришкольной территории
Озеленение классных комнат
Классные часы
КТД
Встречи с представителями различных профессий
Экскурсии
Изготовление поделок, сувениров
Выставки рисунков

Работа кружков и творческих объединений.
«Твой друг- мяч»
«Тропинка»
Игры, туристические походы, спортивные соревнования



«Береги земную красоту»

Цель:

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

Задачи:

  • ·усвоение представлений об экокультурных ценностях, нормах экологической этики,
  • ·получение опыта экологически грамотного поведения в природе
  • ·получение опыта участия в природоохранительной деятельности


- общешкольные праздники:

Название мероприятия
Виды деятельности и формы занятий
Праздник «День Земли»
Месячник экологической и природоохранной деятельности «Цвети Земля»
акции,
праздники. концерты
литературно- музыкальные композиции,
театрализованные представления
выставки


- на ступени начального общего образования:



Название мероприятия


Виды деятельности и формы занятий

Наш дом – планета Земля
Плохо природе – плохо человеку.
Юный друг природы.
Птицам зимой надо помогать.
О бережном отношении к природе во время походов.
День птиц.
«По тропе Берендея».
«Живи, родник!»
«Наши четвероногие друзья»
«Нам птицы просигналили - подъём!»
«Не дразните собак, не гоняйте кошек!»
Не загрязняй водоемы.
Экологическая азбука
«Редкие животные»
«Легенды о весенних цветах»
«Великие путешественники земли»


Беседы
Классные часы
экскурсии, прогулки, походы
рисунки на асфальте
проекты

акции

коллективные дела
конкурсы и выставки плакатов, рисунков

выпуск стенгазет

викторины

- на ступени основного общего образования:

Название мероприятия
Виды деятельности и формы занятий
«Экологический патруль»
Операция «Кормушка»
«Экология и здоровый образ жизни»
«Мы в ответе за нашу планету»
«Чистое село, чистая школа»
«Покормите птиц зимой»
«Друзья природы»
«Домашние питомцы»
Подарки леса
«Путешествие по страницам Красной книги»
«Что такое экологическая безопасность?»
«Лекарственные растения нашего села»
«Чудеса в пробирке»


Тематические классные часы
Беседы
Акция
Конференция
Спортивно-экологические игры
Конкурсы плакатов т рисунков
КТД
Экологические олимпиады
викторины
Деятельность детско-юношеской организации «Виктория»


Конференции, заседания актива, проекты, диспуты, акции, сюжетно-ролевые игры



«Как прекрасен этот мир»

Цель:

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Задачи:
  • получение представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, родного края,
  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края,
  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей,
  • получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности,
  • участие (вместе с родителями) в реализации культурно-досуговых программ, в художественном оформлении помещений.·


- общешкольные мероприятия:

Название мероприятия
Виды деятельности и формы занятий
Праздник осени.
День учителя.
Новогодний праздник.
Выпуск новогодних открыток и газет.
Выставки участников творческих кружков.

акции,
праздники. концерты
литературно- музыкальные композиции,
театрализованные представления
выставки


- на ступени начального образования:
Название мероприятия


Виды деятельности и формы занятий
Самый красивый уголок нашего села.
Моя персональная выставка.
Юбилеи поэтов, композиторов, художников.
Открытка к празднику.
Художник А. Герасимов.
Зима в творчестве художников.
Фабрика звезд.
Пейзажи русских художников.
Музыкальная гостиная.
Неделя музыки.
Добрые, теплые чувства в нашей жизни
выставки, конкурсы рисунков и поделок,
фотовыставки
проекты
экскурсии
просмотры спектаклей и кинофильмов
КТД
концерты
конкурсы чтецов, вокалистов различного уровня
КВН
Работа кружков и объединений
«Жаворонок» (ансамбль русской песни)
«Народная мозаика»
Занятия в творческих кружках и объединениях
(дополнительное образование)

- на ступени основного общего образования

Название мероприятия
Виды деятельности и формы занятий

Дары осени.
«Вот какое у нас село!»
Праздник пирога.
Кукольный театр.
Русская чайная традиция.
«Жизнь замечательных людей»
«Народные промыслы»
«Фестиваль народной песни»
«Фольклор- душа народа»
«В мире красоты музыкальных звуков»
«Всё, что волшебно, то манит»
«Богатырские игры»
«Игры народов севера»
Русские народные игры
«Секреты волшебного сундука»
«Красота души человеческой»

выставки, конкурсы рисунков и поделок,
фотовыставки
проекты
экскурсии
КТД
викторины
игры
беседы
классные часы
просмотры спектаклей и кинофильмов
театрализованные представления

Деятельность детско-юношеской организации «Виктория»


Конференции, заседания актива, проекты, диспуты, акции, сюжетно-ролевые игры






    1. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно  нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
Формы взаимодействия:
  • участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;
  • проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.






    1. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Права и·обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об·образовании».
Система работы Терского филиала МОУ Заворонежской СОШ по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:
  • совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание программы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) отражает содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласовываются с планами воспитательной работы образовательного учреждения.



Программа повышения педагогической культуры родителей.

Название мероприятия


Виды деятельности и формы занятий


Готовимся к школе.
Ваш ребенок- первоклассник.
Трудности адаптации первоклассников в школе.
Тип личности ребенка и его готовность к школе.
Семья – главный воспитатель.
Особенности мыслительной деятельности
младших школьников.
Приготовление домашнего задания.
Как помочь детям стать внимательнее.
Адаптация пятиклассников.
Наши задачи на новый учебный год.
Какой папа нужен ребенку?
Родительская любовь.
Гиперактивные дети в школе.
Взаимодействие с тревожными детьми.
Детская агрессия.
Воспитание сознательной дисциплины.
Мотивы «плохого» поведения детей.
Поведение ребенка – зеркальное отображение
взаимоотношения родителей.
Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.
Успешность нашего ребенка.
Карманные деньги.
Секретный мир наших детей.
Как правильно организовать летний отдых.
Когда слово воспитывает.
Школа глазами родителей.
Роль родителей в приобщении детей к творчеству.
Свободное время школьника.

Викторина для детей и родителей.
Папа, мама, я – дружная семья.
Папа, мама, я – читающая семья.
Папа, мама, я – творческая семья
А ну-ка, бабушки!
Вместе весело шагать.
Ярмарка семейных поделок.
«Родительский всеобуч»
Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?
Хорошие родители. Какие они?
«Дом, в котором уютно всем»
Наркотики и подросток.
«Семейные посиделки»
Общество. Школа. Мораль.

родительские собрания, родительские конференции,

клуб молодой семьи для родителей учащихся 1-4х классов

организационно-деятельностные и психологические игры,

мастерская общения

посещение семей

индивидуальные консультации

собрание-диспут,
родительский лекторий,

семейная гостиная,
встречи за круглым столом,
вечер вопросов и ответов,
семинар,
педагогический практикум,
тренинг для родителей и др.

выставки творческих работ
экскурсии

социологические исследования (тестирование, анкетирование)

конкурсы
совместные КТД
день открытых дверей

спортивные праздники и соревнования, походы

родительское общественное патрулирование





    1. Планируемые результаты и этапы реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Каждое из основных направлений духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
·опыт социальной и межкультурной коммуникации;
·начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
·начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
·уважительное отношение к традиционным религиям;
·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
·уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
·знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
·ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
·ценностное и творческое отношение к учебному труду;
·элементарные представления о различных профессиях;
·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
·ценностное отношение к природе;
·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
·первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
·личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
·первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
·первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
·элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
·первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
·первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
·мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Сроки реализации программы:2011-2016 гг.

Этапы реализации:

  1. Подготовительный этап: (2011/2012 учебный год)
Задача: подготовить условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

  1. Начальный этап: (2012-2013 учебный год)
Задача:

  1. Основной этап: (2013-2014, 2014-2015 учебные годы)
Задача:

  1. Аналитический этап: (2015-2016 учебный год)
Анализ деятельности филиала по реализации программы. Сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка качеств, приобретенных учащимися, их достижений за время учебы.
Анализ и описание найденных форм работы.